ПОСЛЕСЛОВИЕ
   История отечественного тепловозостроения, начавшаяся с триумфальной демонстрации Европе тепловоза Ломоносова, оказалась несчастливой. Из-за технических и организационных ошибок обеспечить железным дорогам хороший грузовой тепловоз так и не удалось - ни в 30-х, ни в 60-х, ни в 70-х, ни в 80-х. С проектированием пассажирских тепловозов дело обстояло несколько лучше, но с серийным производством - ещё хуже. А в 1997-м наступил крах, почти как в 1937-м. И всё же за восемьдесят лет было построено -

Грузовых тепловозов 21 тысяча
Пассажирских и грузопассажирских тепловозов 2.7 тысячи
Итого поездных тепловозов 24 тысячи
В т.ч. импортировано всего 100 шт.

См. также раздел "Диаграммы".

Наибольшее распространение у нас получили тепловозы мощностью 6000 л.с (пассажирские - 3000).

6000 л.с. 10.2 тыс.43%2ТЭ10, 2ТЭ116, 2ТЭП60, 3М62, 3ТЭ3
4000 л.с. 9.2 тыс.38%ТЭ3, 2М62, ТЭП70, ТЭ7, ТГ102
3000 л.с. 1.9 тыс.8%ТЭП60, ТЭП10, ТЭ109, ТЭ10
2000 - 3000 л.с. 1.4 тыс.6%М62, ТЭ2, ТЭ114
9000 л.с. и больше 767 шт.3%3ТЭ10, 4ТЭ10С
меньше 2000 л.с. 450 шт.2%ТЭ1, ДА, ЭЭЛ, ДБ


Большинство тепловозов были выпущены в двухсекционном варианте.

Двухсекционные 19 тыс.81%
Односекционные 4 тыс.16%из них 2.3 тыс. - пассажирские
Трёхсекционные 887 шт.4%
Четырёхсекционные 26 шт.


Тепловозы сыграли неоценимую роль в период реконструкции тяги. В середине 60-х годов они выполняли наибольшую долю работы среди всех локомотивов. Пик использования тепловозов пришёлся на 70-е годы, когда они осуществляли почти половину всей грузовой работы на железных дорогах. Но уже тогда на ведущие роли стали выходить электровозы.
После распада СССР тепловозы быстро сдали свои позиции, уступив электровозам три четверти всей магистральной работы. Однако, исчезать они не собираются. Автономные локомотивы по-прежнему необходимы, а ничего более подходящего в этом плане, чем тепловоз, пока не придумали. Какими будут российские тепловозы третьего тысячелетия? Может, американскими? Посмотрим...

© В.Г.Соколов 2003-2004
Главная Каталог