ГТ101 Список  Таблица   Главная ТЭП10 
  Семейство 2ТЭ10
Самое массовое семейство поездных тепловозов на отечественных железных дорогах. Технические, стратегические и экономические просчёты, затормозившие в 70-х - 80-х годах дальнейшее развитие тепловозостроения, позволили ему оставаться в производстве 37 лет без перерывов, пережив даже сам Советский Союз. Внешне изменившись до неузнаваемости, эти тепловозы по сути сохранили прямое родство с харьковским прототипом ТЭ10, особенно что касается дизеля. С трудом работавший уже на ТЭ3, старый судовой двигатель после установки турбонаддува и вовсе утратил нужную надёжность, став самым слабым местом всего семейства.

годы выпуска 1960 - 1997
построено 8228 - вероятно, вместе с тепловозами для Украины

 ГТ101 ТЭП10 
Состав семейства
2ТЭ10
2ТЭ10 ("Украина") Двухсекционный вариант ТЭ10, первоначально выпущенный под обозначением ТЭ12.
прозвища: Червонец, Десятка, Наутилус
изготовитель - Харьковский завод
годы выпуска 1960 - 1963
построено 19
списание: почти все - в 1980-х
дизели: 10Д100 (2 х 3000 л.с.)
скорость 100 км/ч
мощность 4600 л.с.
2ТЭ10Л
2ТЭ10Л Вместо выпуска тепловозов с несущими кузовами Луганский завод разработал свою версию 2ТЭ10 - с несущей рамой, на 80 процентов унифицированную с ТЭ3. С 1964 г. всё производство грузовых тепловозов было сосредоточено в Луганске, и именно этот вариант пошёл в крупную серию. 24 тепловоза было выпущено с бесчелюстными тележками, и один из них, по сути дела, соответствовал серии 2ТЭ10В.
прозвище: Луганка
изготовитель - Луганский / Ворошиловградский завод
годы выпуска 1961 - 1977
построено 3518 (по разным данным 3506 - 3531) включая 2ТЭ10ЛД
дизели: 10Д100 (2 х 3000 л.с.)
вес 255.6, 258.6, 260 т
нагрузка на ось 21.6 т
скорость 100 км/ч
мощность 4600-4620 л.с.
2ТЭ10ЛД "Дефорсированный" 2ТЭ10Л без турбонаддува у дизелей.
изготовитель - Луганский завод
построено не меньше 10
2ТЭ10В
2ТЭ10В Тепловоз с бесчелюстными тележками и новой кабиной, как у 2ТЭ116.
прозвища: Ворошиловградка, Вешка
годы выпуска 1975 - 1981 (по другим данным - с 1974)
построено около 1572 (5090 вместе с 2ТЭ10Л)
дизели: 10Д100 (2 х 3000 л.с.)
вес 276 т
нагрузка на ось 23 т
скорость 100 км/ч
мощность 4620 л.с.
2ТЭ10М
2ТЭ10М Двухсекционный вариант 3ТЭ10М. Главное отличие от 2ТЭ10В - в электросхемах, рассчитанных на возможность работы в три секции.
прозвища: Эмка, Бугай
годы выпуска 1981 - 1990
построено 2444
дизели: 10Д100 (2 х 3000 л.с.)
вес 276 т
нагрузка на ось 23 т
скорость 100 км/ч
мощность 4540 л.с.
2ТЭ10МК Партия тепловозов 2ТЭ10М с коломенскими дизелями.
изготовитель - Ворошиловградский завод
год выпуска 1981
построено 20
дизели: 1А-5Д49 (2 х 3060 л.с.)
2ТЭ10Г Тепловоз, работающий на газе и дизельном топливе (предполагалось изготовить также тепловоз, работающий только на газе). Снабжён средней криогенной секцией для хранения сжиженного природного газа. Испытания были прекращены после развала СССР, тепловозы на газе не эксплуатировались - были переделаны в обычные 2ТЭ10М.
год выпуска 1988
построено 2
дизель: 10ГД100Б
2ТЭ10С
2ТЭ10С Тепловоз для работы в северном климате. Двухсекционный вариант 4ТЭ10С.
изготовитель - Ворошиловградский завод
год выпуска 1988
построено 3
дизели: 10Д100 (2 х 3000 л.с.)
2ТЭ10У
2ТЭ10У Глубокая модернизация 2ТЭ10М. Изменены дизель, генератор, холодильник, тормоза, а кузов унифицирован с кузовом 2ТЭ116.
прозвище: Удав
изготовитель - Луганский завод
годы выпуска 1989 - 1996
построено 548 - вероятно, вместе с украинскими
дизели: 10Д100М (2 х 3000 л.с.)
вес 276 т
нагрузка на ось 23 т
скорость 100 км/ч
мощность 4520 л.с.
2ТЭ10УТ Грузопассажирский вариант 2ТЭ10У. Отличается редуктором и электропневматическим тормозом.
изготовитель - Луганский завод
годы выпуска 1989 - 1995, 1997
построено 100 - вероятно, вместе с украинскими
дизели: 10Д100М (2 х 3000 л.с.)
вес 276 т
нагрузка на ось 23 т
скорость 120 км/ч
мощность 4560 л.с.
2ТЭ10УП Промышленный вариант 2ТЭ10У.
год выпуска 1991
построено 2
 ГТ101 ТЭП10 
Модернизация
2ТЭ10В-К Тепловоз 2ТЭ10В, у которого при капитальном ремонте дизели заменены на 5Д49.
изготовлен 1
2ТЭ10М-К Тепловозы 2ТЭ10М, у которых при капитальном ремонте дизели заменены на 5Д49.
изготовлено 182 на июнь 2009 г.
2ТЭ10У-К Тепловозы 2ТЭ10У, у которых при капитальном ремонте дизели заменены на 5Д49.
изготовлено 10 на февраль 2013 г.
2ТЭ10УТК Тепловозы 2ТЭ10УТ, у которых при капитальном ремонте дизели заменены на 5Д49.
0884-GE Секция тепловоза 2ТЭ10М, модернизированная в США фирмой "General Electric". Установлены американский дизель, новая система охлаждения и другое оборудование. В литературе обозначается ТЭ10М-0884GE и т.п.
год изготовления 2003
изготовлен 1
2ТЭ10МПGE Капотные тепловозы с американским оборудованием, переделанные из 2ТЭ10М по заказу железных дорог Якутии.
изготовитель - Полтавский тепловозоремонтный завод
изготовлено не меньше 6
дизель: 7FDL12
 ГТ101 ТЭП10 
Примечания
В 1975 году тепловозы 2ТЭ10Л и 2ТЭ10В выпускались одновременно и нумеровались "вперемешку". Из-за этого трудно установить точное количество тех и других.
Два тепловоза 2ТЭ10У были поставлены промышленности как 4 отдельных секции ТЭ10У.
После 1997 г. было построено ещё не меньше 5 тепловозов 2ТЭ10У.
Сведения В.А.Ракова о 2ТЭ10МК не подтверждаются многими источниками. Возможно, так они обозначались только в литературе. И возможно, их было меньше.
Существуют фотографии тепловозов с кузовами 2ТЭ10В и челюстными тележками. Неясно, были ли они такими изначально или стали после ремонтов.
Последний 2ТЭ10УТ на кузове имеет серию 2ТЭ10У.
По другим данным бесчелюстные тележки имели только 17 тепловозов 2ТЭ10Л.
 ГТ101 ТЭП10 
Нумерация
2ТЭ10  001 - 019
2ТЭ10Л и ЛД  001 - 2917, 2923 ... 3660
2ТЭ10В  2918 ... 3595, 3661 - 5090
2ТЭ10М  0201 - 1000, 2001 - 3664
2ТЭ10Г  0001 - 0002
2ТЭ10С  0001 - 0003
2ТЭ10У и УП  0001 - 0548
2ТЭ10УТ  0001 - 0100
2ТЭ10В-К  4481
 ГТ101 ТЭП10 
Приложения
Подробные технические характеристики
Фотографии
 ГТ101 Список  Таблица   Главная ТЭП10