2ТЭ109 Список  Таблица   Главная ТЭ114 
  Группа 2ТЭ116
2ТЭ116
Разработанный на базе ТЭ109 двухсекционный тепловоз с несущей рамой для советских железных дорог. Ожидалось, что в десятой пятилетке он станет основным вместо семейства 2ТЭ10, но ненадёжность его оказалась просто кошмарной, особенно по дизелю. Более двухсот тепловозов было возвращено на заводы для доработки. Потребовалось больше десяти лет, чтобы довести конструкцию до ума. Но к этому времени ВНИИЖТ пришёл к выводу, что основным тепловозом должен стать "восьмитысячник", и 2ТЭ116 рассматривался лишь как временный локомотив. В результате этот весьма неплохой (хотя и очень дорогой) тепловоз так и не пошёл в массовое производство.

годы выпуска 1971 - 1997, 2001, 2003 - 2016
построено 2130
изготовитель - Луганский / Ворошиловградский завод
прозвище: Фантомас

 2ТЭ109 ТЭ114 
Состав группы
2ТЭ116
2ТЭ116

На рисунке: 2ТЭ116 раннего выпуска

Первые тепловозы были выпущены с высокой крышей над кабиной, с 1973 г. её изменили, чтобы использовать на тепловозах 2ТЭ10В. С тепловоза №742 кабину изменили ещё раз. Не меньше 11 тепловозов имели дизели 2Д70.
годы выпуска 1971 - 1998, 2003 -2007
построено 1723
дизели: 1А-5Д49, 1А-5Д49-2 (2 х 3060 л.с.)
вес 276 т
нагрузка на ось 23 т
скорость 100 км/ч
мощность 4620 л.с.
2ТЭ116М Тепловоз с гидромеханическим приводом ряда агрегатов вместо электрического, а также с реостатным тормозом.
год выпуска 1974 (по другим данным - 1975)
построен 1
2ТЭ116А Тепловозы, унифицированные с первыми "восьмитысячниками" 2ТЭ121. Такие тепловозы должны были пойти в серию после начала выпуска 2ТЭ121 и составлять 20 процентов локомотивного парка. К 2ТЭ116 имеют довольно отдалённое отношение - только тележки почти одинаковые.
годы выпуска 1981 - 1982
построено 4
2ТЭ116Г Опытный трёхсекционный тепловоз для работы на сжиженном природном газе. Добиться расчётной мощности не удалось.
год выпуска 1987
построен 1
2ТЭ116УП Грузопассажирский тепловоз с электропневматическим тормозом и увеличенной мощностью дизеля. Тепловоз был заказан МПС, но остался на Украине. В 2001 г. он был куплен фирмой "ЛинкОйл" и переоборудован в чисто грузовой.
год выпуска 1996
построен 1
дизели: 2 х 3600 л.с.
вес 276 т
нагрузка на ось 23 т
скорость 120 км/ч
2ТЭ116У Тепловоз для РЖД с поосным регулированием силы тяги и изменённой кабиной.
годы выпуска 2007 - 2016
построено 340 (Украина)
дизели: 2 x 3604 л.с.
вес 278 т
нагрузка на ось 23.2 т
скорость 100 км/ч
2ТЭ116УД Тепловоз с американским дизелем.
годы выпуска 2012 - 2015
построено 59 и 4 в Монголию (Украина)
2ТЭ116УР Тепловоз с двигателем немецкой фирмы MTU.
год выпуска 2014
построен 1 (Украина)
дизель: 20V4000R43
мощность 2 х 3672 л.с.
 2ТЭ109 ТЭ114 
Модернизация
2ТЭ116К Тепловозы, прошедшие капитальный ремонт с заменой дизеля.
изготовитель - Воронежский тепловозоремонтный завод
изготовлено 68 на июнь 2009 г.
2ТЭ116КМ Глубоко модернизированный тепловоз с увеличенной мощностью дизелей и микропроцессорной системой управления. Проверенные на нём наработки были использованы в программе 2ТЭ25К.
изготовитель - Воронежский тепловозоремонтный завод
изготовлен 1
дизели: 2 х 3600 л.с.
 2ТЭ109 ТЭ114 
Примечания
После 1996 Луганский завод выпустил ещё 9 2ТЭ116 для Узбекистана и Монголии, а также производил капитальный ремонт старых локомотивов, присваивая им новые номера (12 тепловозов и 2 секции).
Для Монголии на базе 2ТЭ116У выпускались 2ТЭ116УМ (также поставлялись 2ТЭ116УД).
 2ТЭ109 ТЭ114 
Нумерация
2ТЭ116     001 - 139, 141 - 1673 (до прекращения поставок в 1997 г.) ... 1745
 перенумерованные   1676 - 1677, 1680 - 1684, 1689 - 1690, 1699 - 1700, 1701 (1 секция), 1702, 1714 (1 секция)
2ТЭ116М     140
2ТЭ116А     001 - 004
2ТЭ116Г     0001
2ТЭ116УП     0001
2ТЭ116У     0001 - 0340
2ТЭ116УД     001 - 059, экспорт 074 - 077
2ТЭ116УР     001
2ТЭ116КМ     1135
 2ТЭ109 ТЭ114 
Приложения
Подробные технические характеристики
Фотографии
 2ТЭ109 Список  Таблица   Главная ТЭ114