ПОСЛЕСЛОВИЕ
Пожалуй, можно сказать, что электровозам в нашей стране повезло. Они быстро и уверенно завоевали признание, а в конце XX века подхватили знамя, выпавшее из рук подкошенных экономическими и политическими кризисами тепловозов. Электровозостроение развивалось не без проблем (а где их нет?), но без особых потрясений и метаний, которыми было отмечено тепловозостроение. За семьдесят лет было построено -

Грузовых электровозов 16 тысяч
Пассажирских электровозов 3 тысячи
Всего 19 тысяч
В т.ч. импортировано 2.5 тысячи (13%)

См. также раздел "Диаграммы".

Электровозов постоянного тока было построено немного больше, чем переменного.

Постоянного тока 10 тыс.52%в т.ч. пассажирских - 1.6 тыс.
Переменного тока 9 тыс.47.5%в т.ч. пассажирских - 1.4 тыс.
Двойного питания 0.1 тыс.0.5%


Большинство электровозов были восьмиосными или шестиосными.

Восьмиосные 11.4 тыс.60%ВЛ80, ВЛ10, ВЛ8, ВЛ11, ЧС7, ВЛ82, ЧС8
Шестиосные 7 тыс.37%ВЛ60, ВЛ22, ЧС2, ЧС4, ВЛ23, ЭП1, ВЛ19, Ф
Двенадцатиосные 0.3 тыс.2%ВЛ85, ВЛ15
Четырёхосные 0.2 тыс.1%ЧС1, ЧС3


Шествие электротяги по железным дорогам Советского Союза было размеренным и уверенным. В первое десятилетие реконструкции тяги она отбирала у других её видов по 3% грузооборота ежегодно, и в 1972 году электровозы выполняли уже половину всей грузовой работы. В России роль их ещё больше возросла. На рубеже веков они перевозили уже 4/5 всех грузов. Электровозный парк РЖД в 2000-м году составлял 3365 шт. Тяжёлый кризис 90-х годов прошлого века надолго оставил его почти без пополнения, но советские и чешские электровозы, возраст многих из которых перевалил за 20 и даже за 30 лет, выдержали и это издевательство. Сейчас помешательство, кажется, прошло, и отечественное электровозостроение возрождается из пепла. Электровоз - скромный богатырь, внешне он не так эффектен, как огнедышащий паровоз и громогласный тепловоз, но он властелин стальных магистралей нашей страны, опора экономики, могучая мирная машина, достойная уважения - а может, и восхищения.

© В.Г.Соколов 2006
Главная Каталог