Главная страница Отечественные изготовители локомотивов


Александровский завод
( Санкт-Петербургский Александровский завод, Ленинградский тепловозостроительный завод )
Местонахождение: г. Санкт-Петербург Основан в 1826
Выпускал локомотивы в 1845-1870, 1872, 1875, 1878-1881, 1889-1890, 1893, 1960-1964
Изготовил 407 (в т.ч. 331 паровоз, 76 тепловозов)
Спроектировал паровоз Н, тепловоз ТГ102К
Александровский чугунолитейный завод был создан по царскому указу. До 1844 г. основной продукцией предприятия были паровые машины, пароходы, изделия строительного и художественного литья. В 1844 г. с началом строительства первой российской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва завод переводится в ведомство путей сообщения и приступает к выпуску паровозов. Во второй половине XIX века появились многочисленные крупные паровозостроительные предприятия, завод постепенно утратил свой приоритет в строительстве паровозов и приобрел статус Главных паровозо- и вагоноремонтных мастерских Николаевской железной дороги. В 1922 г. переименован в Пролетарский завод. Выпускает разнообразную продукцию судового, энергетического и транспортного машиностроения, в т.ч. железнодорожное оборудование. В начале 1960-х на его базе был создан Ленинградский тепловозостроительный завод специально для выпуска тепловозов с гидравлической передачей. Но из-за неудачи этой программы завод проработал только 5 лет.
Сайт: http://www.proletarsky.ru/

Лейхтенбергский завод Петербурго-Варшавской железной дороги
( с 1858 - мастерские Петербурго-Варшавской железной дороги )
   
Выпускал локомотивы в 1851-1858, 1865-1874
Изготовил 37 (?) паровозов
Второй завод в России, начавший строить паровозы. Однако, просуществовал он очень недолго. В 1858 был ликвидирован, а его оборудование передано мастерским Петербурго-Варшавской железной дороги, которые также изготовили несколько паровозов.
 

Коломенский завод
( Коломенский тепловозостроительный завод, до 1956 - Коломенский паровозостроительный завод, до 1946 - Коломенский машиностроительный завод, до 1871 - Завод инженеров братьев Струве )
Местонахождение: г. Коломна, Московская область     Основан в 1863
Выпускал локомотивы в 1869-1941, с 1943 (выпуск продолжается)
Изготовил около 14 тыс. (в т.ч. 10304 паровоза (не меньше 780 - маневровые), более 3000 тепловозов)
Спроектировал паровозы О, V, Ы, К, I, СОК, СУ, ИС, Л, П36; тепловозы ТЭП60, 2ТЭП60, ТЭП70, 2ТЭП70
Основан в виде временных мастерских при строительстве моста через Оку, затем преобразован в Механический и литейный завод. Вскоре начал изготовлять паровозы и вагоны. Также строил мосты, теплоходы, локомобили, ткацкие станки, трамваи, дизели, трактора. В 1935 заводу присвоено имя В.В.Куйбышева. Во время Великой Отечественной войны строил бронепоезда, танки, самоходки, "катюши" и другое военное снаряжение. В 1950-х переориентирован на выпуск тепловозов, с 1960-х сосредоточился на пассажирских тепловозах и дизелях. Завод никогда не имел крупных мощностей для производства локомотивов, зато он всегда находился на переднем крае опытно-конструкторской работы. Он разрабатывал поездные и маневровые паровозы и тепловозы, механические части электровозов, дизели, участвовал в создании первых серийных тепловозов и электровозов, проектировал газотурбовозы, теплопаровоз, высокоскоростные паровозы и электровозы, паровоз с прямоточным котлом. Сейчас входит в состав "Трансмашхолдинга".
Сайт: http://www.kolomnadiesel.com/

Воткинский металлургический завод
( Камско-Воткинский завод )
Местонахождение: г. Воткинск, Удмуртия Основан в 1759
Выпускал локомотивы в 1869-1871, 1873-1883, 1897-1908, 1910-1912, 1914-1920
Изготовил 557 паровозов
Завод основан по повелению Екатерины II. На протяжении многих лет специализировался исключительно на выпуске качественного металла, из которого изготовлялось кровельное железо, якоря и якорные цепи. Пришёл в упадок и в 1797 г. был передан в горное ведомство. Выйдя из кризиса, в XIX в. строил суда, изготовлял рельсы и сельскохозяйственный инвентарь. Периодически он выпускал и небольшие партии паровозов. Завод имел вспомогательный Камско-Воткинский завод на Каме, немного выше Галева, специально для постройки судов. В советское время превратился в одно из ведущих оборонных и ракетно-космических предприятий.
Сайт: http://www.topol.ru/

Людиновотепловоз
( с 1957 - Людиновский тепловозостроительный завод, в XIX в. - Мальцевский завод в Людиново )
Местонахождение: г. Людиново, Калужская область Основан в 1745
Выпускал локомотивы в 1870-1881, 1883, 1886, с 1958 (выпуск продолжается)
Изготовил более 14 тыс. (в т.ч. 413 паровозов, более 13 тыс. маневровых тепловозов)
Спроектировал маневровые тепловозы ТГМ3, ТГМ4, ТГМ6, ТЭМ7, ТЭМ9, ТГМ11; тепловоз ТГ16
Предприятие основано как железоделательный горный завод. Он был одним из предприятий заводчика Мальцова, поэтому известен также как Мальцевский завод. В 40-х годах XIX столетия завод освоил прокат рельсов для железной дороги Петербург - Москва и производство паровых машин. Мальцов был одним из первых из русских заводчиков, сделавших предложение организовать производство паровозов и вагонов на своих заводах. В 1870-х годах завод изготовлял паровозы, вагоны, локомобили и другое оборудование. Но уже в 1880-х из-за кризиса выпуск паровозов прекратился. В 1888 г. завод сменил хозяев и стал Людиновским локомобильным. С 1957 г. перешёл на выпуск тепловозов с гидравлической передачей, в основном - для промышленности. После развала СССР завод освоил выпуск автомотрис, путевой техники, дизель-поездов и нежелезнодорожной продукции. Также пробовал свои силы в проектировании поездных тепловозов, в т.ч. в содружестве с американскими партнёрами. Ныне принадлежит "Группе Синара".
Сайт: http://www.ludtz.ru

Невский машиностроительный завод
( с 1922 - имени В. И. Ленина )
Местонахождение: г. Санкт-Петербург Основан в 1857
Выпускал локомотивы в 1870-1884, 1886-1887, 1891-1924, 1929-1930, 1932-1936
Изготовил около 4 тыс. паровозов (в т.ч. около 500 - маневровые)
Спроектировал паровоз Я, маневровый паровоз Т48
Основан как Невский литейно-механический завод. В дореволюционной России выпускал военные корабли, паровозы, металлургическую продукцию. В первый период развития российских железных дорог он был самым крупным производителем локомотивов. После революции завод постепенно отошёл от их выпуска. Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен, восстановлен к 1948 г. и превратился в крупное предприятие энергомашиностроения СССР.
 

Брянский машиностроительный завод
( в 1943-1955 - Брянский паровозостроительный завод, в 1923-1941 - "Красный профинтерн" )
Местонахождение: г. Брянск Основан в 1873
Выпускал локомотивы в 1892-1920, 1923-1941, 1946-1950, с 1958 (выпуск продолжается)
Изготовил около 15 тыс. (в т.ч. около 5 тыс. паровозов, около 10 тыс. маневровых тепловозов)
Спроектировал паровозы Ш, Г, Б; маневровые тепловозы ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ3, ТЭМ15, ТЭМ18; тепловоз 2ТЭ25
Завод выплавлял сталь (треть всего производства стали в России), выпускал паровозы, пароходы, баржи, вагоны, рельсы, подъёмные краны и другие изделия. В начале Великой Отечественной войны эвакуирован в Красноярск, восстановлен в 1943. В 1956 перепрофилирован на выпуск маневровых тепловозов. Также выпускает дизели, вагоны, передвижные электростанции и другие изделия. Сейчас входит в состав "Трансмашхолдинга", начал выпуск поездных тепловозов.
Сайт: http://www.ukbmz.ru/

Завод тяжёлого краностроения имени Январского восстания
( в XIX в. - Главные Одесские железнодорожные мастерские )
Местонахождение: г. Одесса, Украина Основан в 1863
Выпускал локомотивы в 1894-1897, 1933-1937
Изготовил 2559 (в т.ч. 2532 мотовоза, 27 паровозов)
Основан как железнодорожные мастерские. Здесь было изготовлено несколько паровозов. В 1930-х строил мотовозы. Ныне - Холдинговая компания КРАЯН.
Сайт: http://www.krayan.odessa.ua

Путиловский завод
( после революции - "Красный Путиловец" )
Местонахождение: г. Санкт-Петербург Основан в 1801
Выпускал локомотивы в 1894-1919, 1922-1932
Изготовил около 2.5 тыс.
Спроектировал паровозы ПП, У, ЛП, М
Основан как Санкт-Петербургский казённый чугунолитейный завод. Выпускал гражданскую и военную продукцию, художественное литьё. Затем принадлежал Н.И.Путилову, при нём начал строить паровозы, вагоны и рельсы. В 1929-1932 гг. завод выпускал мотовозы. Изготовил ходовую часть для первого советского тепловоза Щ-ЭЛ-1. В 1934 заводу присвоено имя С.М.Кирова и он стал известен как Кировско-Путиловский, а потом - Кировский. Завод строил военные корабли и оборудование для них, танки, самоходки, зенитные комплексы. С 1960-х основной гражданской продукцией были трактора "Кировец".
 

Ростовские мастерские Владикавказской железной дороги
 
Местонахождение: г. Ростов  
Выпускали локомотивы в 1896
Изготовили 1 паровоз
Здесь был изготовлен опытный танк-паровоз.
 

Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева
( Харьковский завод Русского общества, Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна )
Местонахождение: г. Харьков, Украина Основан в 1895
Выпускал локомотивы в 1897-1918, 1920-1941, 1947-1968
Изготовил около 8 тыс. (в т.ч. около 6 тыс. паровозов, 1844 тепловоза)
Спроектировал паровозы Щ, СО; тепловозы ТЭ2, ТЭ3, ТЭ7, ТЭ10, 2ТЭ10, ТЭП10
Основан специально для производства паровозов в рамках программы уменьшения закупок подвижного состава за границей. Также выпускал дизели, трактора, тягачи. После войны на заводе организовано производство тепловозов и тепловозных дизелей. Недолгое время завод также строил коксотушильные электровозы. До середины 1960-х завод лидировал в разработке тепловозов. Однако, основной его продукцией была военная - танки, которые он начал строить ещё с 1929 г. В 1968 производство локомотивов было окончательно свёрнуто, но завод продолжал выпускать дизели для тепловозов. Ныне - Завод имени В.А. Малышева (выпускает бульдозеры, мотоциклы, прицепы, оборудование для пищевой промышленности).
Сайт: http://www.malyshevplant.com

"Красное Сормово"
( Акционерное общество "Сормово" )
Местонахождение: г. Нижний Новгород Основан в 1849
Выпускал локомотивы в 1898-1935, 1947-1951
Изготовил 3468 паровозов
Спроектировал паровоз С
В первоначальном виде Сормовский завод состоял из токарного и слесарного отделений, чугунолитейной мастерской с кузницей, котельной мастерской и верфи для сборки судов. Основной областью деятельности завода всегда оставалось судостроение - речное, морское и (с 1929) подводное. В 1895 на заводе было организовано производство паровозов. Также завод выпускал вагоны, трамваи и многие другие виды продукции, включая военную.
 

Лугансктепловоз
( в 1956-1958 и 1970-1990 - Ворошиловградский тепловозостроительный завод имени Октябрьской революции (ВЗОР), в 1959-1969 - Луганский тепловозостроительный завод, в 1935-1955 - Ворошиловградский паровозостроительный завод, до 1935 - Луганский паровозостроительный завод )
Местонахождение: г. Луганск, Украина Основан в 1896
Выпускал локомотивы в 1900-1941, с 1945 (выпуск продолжается)
Изготовил около 32 тыс. (в т.ч. около 12 тыс. паровозов, около 18.6 тыс. тепловозов, 1389 маневровых тепловозов)
Спроектировал паровозы Э, ЛВ; тепловозы М62, 2М62, 3М62, ТГ102, ТЭ109, ТЭ114, 2ТЭ116, 2ТЭ121, 3ТЭ10, 4ТЭ10
Основан Русским обществом машиностроительных заводов Гартмана. До революции помимо паровозов выпускал стационарные паровые котлы, литьё, прокат. Реконструирован в 1928-1933 гг. для выпуска крупных паровозов нового поколения. Во время Великой Отечественной войны был разрушен. С 1957 перешёл на выпуск тепловозов. Начиная с 1964 г. здесь было сосредоточено всё производство грузовых тепловозов, включая экспортные. Дизели поставлялись Харьковским и Коломенским заводами. Здесь также выпускались тележки и кузова для других заводов. После развала СССР отошёл к Украине. В 1995 г. на его базе создана холдинговая компания "Лугансктепловоз". Она выпускает дизель-поезда, электропоезда, маневровые и поездные тепловозы, в т.ч. для России.
 

Николаевский судостроительный завод "Наваль"
( с 1911 - Акционерное общество Николаевских заводов и верфей )
Местонахождение: г. Николаев, Украина Основан в 1896
Выпускал локомотивы в 1910-1912
Изготовил 44 паровоза (в т.ч. 34 маневровых)
Выпустил небольшое количество паровозов для Северо-Донецкой железной дороги. Основная продукция завода - военные и торговые суда, а также паровые котлы и машины, дизели и башенные артиллерийские установки. Кроме того, завод строил товарные вагоны, изготовлял железнодорожные и мостовые конструкции, производил артиллерийские снаряды и крупные поковки и мартеновское литье.
 

Мастерские Московско-Казанской железной дороги
 
   
Выпускали локомотивы в 1912
Изготовили 2 паровоза
Оба - серии К.
 

Ярославский автомобильный завод
( ЯАЗ, ЯГАЗ, ГАРЗ )
Местонахождение: г. Ярославль Основан в 1915
 
Промышленник В. А. Лебедев, бывший велосипедист, один из первых русских авиаторов, в 1915 г. взялся за строительство завода в Ярославле, где предполагалось выпускать 1,5-тонные грузовики "Лебедь". Советской власти достались недостроенные корпуса. Вскоре там наладили ремонт грузовиков, а с 1925 и их производство. В 1924 г. здесь был разработан мотовоз с импортым двигателем. Завод выпускал также самосвалы, автобусы и троллейбусы, а с 1947 - двигатели. Но к 1960 г. производство автомобилей перенесли на МАЗ и КрАЗ, а завод стал называться моторным (ЯМЗ).
 

Московский завод "Динамо"
 
Местонахождение: г. Москва Основан в 1899
Выпускал локомотивы в 1926-1927, 1930-1941, 1946
Изготовил 364 электровоза (в т.ч. 153 - промышленные)
Спроектировал электровозы ВЛ19, ВЛ22, промышленные электровозы ЭП, IV-КП
Одно из крупнейших электромашиностроительных предприятий СССР. Основано Бельгийским акционерным обществом. Завод участвовал в разработке первых советских электровозов и производил их совместно с Коломенским и другими заводами. В годы Великой Отечественной войны выпускал оружие и ремонтировал танки. После войны некоторое время занимался разработкой промышленных электровозов. Ныне - Акционерная электротехническая компания "Динамо".
Сайт: http://www.aek-dinamo.ru

Мытищинский вагоностроительный завод
( позже - Мытищинский машиностроительный завод )
Местонахождение: г. Мытищи, Московская область Основан в 1897
Выпускал локомотивы в 1926-1927
Изготовил 7 электровозов
Начал с производства вагонов для Северной железной дороги. С 1903 г. начал выпускать трамваи, с 1929 - электропоезда, с 1934 - вагоны метро. Изготовил механическую часть для первых советских промышленных электровозов. С 1942 выпускал самоходные артиллерийские установки. Ныне - "Метровагонмаш", выпускает вагоны метро, самосвалы и бронированные гусеничные машины.
Сайт: http://www.metrowagonmash.ru

Подольский крекинго-электровозостроительный завод
( с 1939 - имени С.Орджоникидзе )
Местонахождение: г. Подольск, Московская область Основан в 1919
Выпускал локомотивы в 1930-1939
Изготовил 114
Основан по личной инициативе В.И.Ленина в связи с острой необходимостью восстановления железнодорожного транспорта в стране. Назывался Подольским паровозоремонтным заводом. После принятия первого пятилетнего плана (1929-1932 гг.) завод приступил к освоению новых видов продукции и стал называться Крекинго-электровозостроительным заводом. Совместно с заводом "Динамо" он строил промышленные электровозы. В годы войны выпускал военную продукцию, после войны перешёл на производство оборудования для тепловых и атомных электростанций и газнефтехимии и назывался машиностроительным. Ныне - Машиностроительный завод "ЗиО-Подольск".
Сайт: http://www.aozio.ru

Калужский машиностроительный завод
 
Местонахождение: г. Калуга Основан в 1874
Выпускал локомотивы в 1931-1941, с 1947
Изготовил свыше 17 тыс. (в т.ч. более 8390 мотовозов)
Спроектировал мотовоз М; тепловозы ТГК, ТГК2
Основан как Главные калужские железнодорожные мастерские Ряжско-Вяземской железной дороги. Занимался ремонтом паровозов, строительством дрезин. В 1930-х начал строить мотовозы, позже - промышленные тепловозы малой мощности. Также завод строил мотодрезины, паровые катки, автомотрисы, дизели, путевую технику, передвижные электростанции, гидропередачи и промышленное оборудование.
 

Новочеркасский электровозостроительный завод
( НЭВЗ, до 1947 - Новочеркасский паровозостроительный завод, в советские времена - имени С.М.Будённого )
Местонахождение: г. Новочеркасск, Ростовская область Основан в 1936
Выпускал локомотивы в 1937-1938, с 1947 (выпуск продолжается)
Изготовил более 15 тыс. (в т.ч. 12 тыс. поездных электровозов, 80 маневровых паровозов)
Спроектировал электровозы ВЛ8, ВЛ23, ВЛ60, ВЛ65, ВЛ80, ВЛ85, ЭП1, 2ЭС4К, 2ЭС5К, 3ЭС5К
Основан как паровозостроительный завод (в основном, выпускал узкоколейные паровозы). Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Воткинск и выпускал военную продукцию. С 1947 перешёл на выпуск электровозов и вскоре превратился в крупнейший электровозостроительный завод. Строил грузовые и промышленные электровозы обоих родов тока, тяговые агрегаты, выпускал оборудование для электровозов и электропоездов, товары народного потребления, ремонтировал электровозы. После развала СССР завод освоил ремонт и разработку электропоездов, приступил к созданию первых отечественных серийных пассажирских электровозов. Сейчас входит в состав "Трансмашхолдинга".
Сайт: http://www.nevz.com/

Улан-Удэнский паровозостроительный завод
( до 1945 - Улан-Удэнский паровозовагоноремонтный завод )
Местонахождение: г. Улан-Удэ Основан в 1932
Выпускал локомотивы в 1938-1944, 1946-1951
Изготовил 580 паровозов
Основан как Верхнеудинский паровозовагоноремонтный завод. Во время Великой Отечественной войны помимо ремонта начал выпускать паровозы, а также вооружение и боеприпасы. В 1959 г. реконструирован и перешёл на ремонт тепловозов, электровозов, вагонов и другого оборудования подвижного состава (с 1962 называется Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод).
 

Красноярский паровозостроительный завод
 
Местонахождение: г. Красноярск Основан в 1943
Выпускал локомотивы в 1943-1951
Изготовил около 300 паровозов
Образован во время Великой Отечественной войны на базе оборудования эвакуированного завода "Красный Профинтерн". Выпускал паровозы, краны, военную продукцию и др. В конце 1950 года было прекращено производство паровозов и завод был переименован в Сибирский завод тяжелого машиностроения ("Сибтяжмаш").
 

Муромтепловоз
( в советские времена - Муромский тепловозостроительный завод им Ф.Э.Дзержинского (вначале - паровозостроительный) )
Местонахождение: г. Муром, Владимирская область  
Выпускал локомотивы в 1946 и далее
Изготовил около 13 тыс. (в т.ч. около 3 тыс. маневровых паровозов, около 9.5 тыс. маневровых тепловозов, не меньше 150 промышленных электровозов)
Спроектировал маневровые тепловозы ТГМ1, ТГМ23, ТГМ25
Построен как Муромские паровозоремонтные мастерские Московско-Казанской железной дороги. В 1926 году мастерские были преобразованы в завод им. Ф.Э.Дзержинского. Во время войны изготовлял военную продукцию, после войны перешёл на выпуск маневровых паровозов, а с 1956 г. - тепловозов. Также завод производит другую железнодорожную технику, запчасти для сельскохозяйственных машин, товары народного потребления, военную и другую продукцию.
Сайт: http://muromteplovoz.ru/

Электротяжмаш
( Харьковский завод тепловозного электрооборудования, ХЭТЗ )
Местонахождение: г. Харьков, Украина Основан в 1946
 
НПО "Электротяжмаш" специализируется на выпуске и ремонте генераторов для электростанций, крупных электрических машин различного назначения, товаров народного потребления. После войны завод работал в тесной кооперации с Харьковским заводом имени В.А.Малышева, проектируя и изготовляя электрооборудование для тепловозов. Ныне среди продукции предприятия электрооборудование для тепловозов ТЭМ2, ТЭП70, ТЭМ7 и др.
 

Онежский машиностроительный завод
( c 1956 - тракторный )
Местонахождение: г.Петрозаводск, Карелия Основан в 1774
Выпускал локомотивы в 1949-1956
Изготовил около 20 мотовозов
Спроектировал мотовоз МШ4
Почти полтора столетия Александровский завод был одним из основных поставщиков орудий осадной крепостной и корабельной артиллерии, ядер и снарядов для русской армии и флота. В 1918 году производство переориентировано на мирную продукцию. С 1935 года завод переводится в систему лесной промышленности. Основная его продукция - трактора для заготовки леса. Также он строил другие специальные машины, в т.ч. мотовозы для узкой и широкой колеи.
Сайт: http://www.avtomash.ru/pred/otz/otz_kontakt.htm

Тбилисский электровозостроительный завод имени В.И.Ленина
( ТЭВЗ )
Местонахождение: г. Тбилиси, Грузия Основан в 1949
Выпускал локомотивы в 1957 и далее
Изготовил более 4.2 тыс.
Спроектировал электровозы ВЛ10, ВЛ11, ВЛ15
До 1957 - локомотиворемонтный завод. Вначале работал в кооперации с Луганским заводом (кузова и тележки) и Новочеркасским заводом (часть электрооборудования). Позже освоил не только полностью самостоятельное производство, но и разработку электровозов. Строил грузовые электровозы постоянного тока и коксотушильные электровозы. Ныне - АО "Электровозостроитель" (генеральный дистрибутор в России - ЗАО "Дортехкомплект").
Сайт: http://www.tevz.ru

Раменский механический завод
 
Местонахождение: г. Жуковский, Московская область Основан в 1947
Выпускал локомотивы в 1958-1959
Изготовил 24 мотовоза
Создан на базе ремонтных мастерских, основанных в 1943 г. Основная продукция - большегрузные краны и сварочные электроды.
Сайт: http://www.rammeh.ru

Днепропетровский электровозостроительный завод
( ДЭВЗ )
Местонахождение: г. Днепропетровск, Украина Основан в 1934
Выпускал локомотивы в 1961 (выпуск продолжается)
Спроектировал маневровый электровоз ВЛ41, промышленные Д100, Д94
Предприятие основано как паровозоремонтная база Украины. В 1958 году производство перепрофилировано на выпуск промышленных электровозов, в связи с чем завод получил новое название. После развала СССР в связи с развитием на Украине собственной базы по производству магистральных электровозов, в 1993 году была проведена структурная реорганизация, и с этого времени завод работает как Днепропетровское научно-производственное объединение электровозостроения - НПО "ДЭВЗ". В 1993-1995 гг. здесь разработан и изготовлен первый украинский магистральный электровоз. В настоящее время производит магистральные, промышленные, шахтные электровозы и другие сложные электротехнические изделия.
Сайт: http://devs.com.ua/ru/

Камбарский машиностроительный завод
( Камбарский машзавод )
Местонахождение: г. Камбарка, Удмуртия Основан в 1767
Выпускал локомотивы в 1979-2002
Спроектировал маневровый тепловоз ТГМ40
Основан русскими заводчиками как Железоделательный завод, занимался переработкой чугуна и распиловкой леса. Затем изготовлял тарантасы (с 1919 г. - Камбарский государственный экипажный завод), с 1933 г. - вагонетки, платформы и др. (Литейно-механический завод). В 1950-х годах строил узкоколейные пассажирские вагоны, снегоочистители и др. С 1957 г. выпускал мотовозы, затем путевые машины, дрезины, автомотрисы, строительно-ремонтные поезда и узкоколейные тепловозы. Для колеи 1520 мм выпускал промышленный тепловоз ТГМ40 (развитие узкоколейного ТУ7).
Сайт: http://www.zavod-kmz.ru/

Уральский завод железнодорожного машиностроения
( УЗЖМ, "Уральские локомотивы" )
Местонахождение: г. Верхняя Пышма, Свердловская область Основан в 2004
Выпускал локомотивы в 2006 и далее
Спроектировал электровозы 2ЭС6, 2ЭС10
Создан на базе завода "Уралмаш". Сначала занимался модернизацией электровозов, затем начал их производство. С 2007 г. входит в "Группу Синара". В 2010 здесь же создано совместное предприятие с "Сименсом" - "Уральские локомотивы".
Сайт: http://www.sinara-group.com/about/structure/UZGM/

Список составлен по материалам справочников и сайтов заводов. Уточнение продолжается и приветствуется.
В скобках указаны названия, которые завод имел во время производства локомотивов, не за всю его историю.
Везде, где нет особых оговорок, речь идёт о локомотивах колеи 1520 мм, в т.ч. в строке "Изготовление".
Дата основания по возможности указана та, которую приводит "сам" завод, т.к. в разных источниках данные сильно отличаются.